ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-1587/2021 от 11.11.2021 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гр. Дело №2(1)-1587/2021

11 ноября 2021 года г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Баймурзаевой Н.А.,

при секретаре Алексеевой Н.К.,

с участием помощника Бузулукского межрайонного прокурора Рязанцевой Л.П.,

представителей ответчиков ФИО1, действующей на основании доверенности от ** ** ****, в интересах АО «Оренбургнефть», ФИО2, действующего на основании доверенности от ** ** **** в интересах ООО «Оренбург-нефть», представителей третьего лица – ФИО3, ФИО4, действующей на основании доверенности от ** ** ****, в интересах администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, МО Абдулинский городской округ Оренбургской области к акционерному обществу «Оренбургнефть», обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» о возмещении ущерба,

с участием третьих лиц: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Оренбургской области, администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и МО Абдулинский городской округ Оренбургской области с вышеуказанным иском к АО «Оренбургнефть» о возмещении ущерба. В обосновании иска указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности акционерного общества «Оренбургнефть» (далее по тексту - АО «Оренбургнефть», Общество). Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является добыча сырой нефти. Проведенной проверкой установлено, что ** ** **** в результате разгерметизации по боковой образующей нефтегазосборного трубопровода АГЗУ-1 Ново-Федоровское-АГЗУ Краснонивское Ново-Федоровского месторождения принадлежащего АО «Оренбургнефть» произошел розлив жидкости/прямые потери нефти т. 0,987/0,296. на момент обнаружения на площади 200 кв.м., на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного в границах Новоякуповского территориального отдела Абдулинского городского округа находящийся в государственной собственности. В целях устранения причин розлива нефти, АО «Оренбургнефть» с использованием специальной техники произведены работы по снятию, перемешиванию плодородного слоя почвы на площади 66433 кв.м. Согласно экспертному заключению ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» от ** ** **** в результате аварийного отказа трубопровода АГЗУ-1 Ново-Федоровское - АГЗУ Краснонивское Ново-Федоровского месторождения произошло загрязнение четвертого (сильного) уровня, что повлекло уничтожение плодородного слоя почвы на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного в границах Новоякуповского территориального отдела Абдулинского городского округа находящийся в государственной собственности, которое привело к порче почвы и причинения ущерба окружающей среде. Таким образом, в нарушение вышеприведенных требований законодательства АО «Оренбургнефть» своими действиями при производстве земляных работ в целях ликвидации происшествия допустило уничтожение плодородного слоя почвы на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . ** ** **** Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области в связи с выявленными нарушениями, по данному факту АО «Оренбургнефть» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы), по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (уничтожение, порча плодородного слоя почвы). Согласно расчету вреда, причиненного почвам указанного земельного участка как объекту охраны окружающей среды, выполненному ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора», он составил 95 млн.663 тыс. 520 руб. Просит взыскать с АО «Оренбургнефть» в бюджет администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области УФК по Оренбургской области (Управление финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ) ИНН <***> КПП 560201001 р/с 03 в отделение Оренбург Банка России// УФК по Оренбургской области г. Оренбург БИК 015354008 ОКТМО 53704000 КБК (код дохода) 112 116 11050 01 0000 140 в счет возмещения вреда, причиненного вышеуказанному земельному участку как объекту охраны окружающей среды, 95 млн. 663 тыс. 520 руб. (девяносто пять миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи пятьсот двадцать) рублей. Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области вынести предписание о возложении на АО «Оренбургнефть» обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Оренбург-Нефть», которое было выделено в порядке реорганизации из АО «Оренбургнефть» общим собранием акционеров АО «Оренбургнефть» ** ** ****. ООО «Оренбург-Нефть» были переоформлены права пользования на передаваемые отдельные участки недр, передан для продолжения разработки месторождений имущественный комплекс, находящийся в границах лицензионных участков, в том числе и Ново-Федоровское месторождение и соответствующие имущественные объекты, задействованные в его разработке.

В судебном заседании помощник Бузулукского межрайонного прокурора Рязанцева Л.П. поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель АО «Оренбургнефть» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила произвести замену АО «Оренбургнефть» правопреемником ООО «Оренбург-Нефть», согласно которому считает, что Определением суда от ** ** **** к участию в процессе в качестве соответчика привлечено ООО «Оренбург-Нефть». АО «Оренбургнефть» считает, что не может быть ответчиком по указанному иску ввиду следующего. Внеочередным общим собранием акционеров АО «Оренбургнефть» принято решение о реорганизации АО «Оренбургнефть» в форме выделения из него ООО «Оренбург-Нефть». Права и обязанности реорганизуемого в форме выделения юридического лица (в том числе и возникшие из договоров) не прекращаются, а либо сохраняются за этим лицом, либо переходят к создаваемым в результате реорганизации юридическим лицам (п. 4 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ). При выделении из состава юридического лица другого юридического лица к выделенному юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). В связи с реорганизацией АО «Оренбургнефть» в форме выделения из него ООО «Оренбург-Нефть» вновь созданному юридическому лицу были переоформлены права пользования на передаваемые отдельные участки недр, передан для продолжения разработки месторождений имущественный комплекс, находящийся в границах лицензионных участков, в том числе и Новофедоровское месторождение и соответствующие имущественные объекты, задействованные в его разработке. ** ** **** произошел инцидент на трубопроводе АГЗУ-1 Новофедоровского месторождения - АГЗУ Краснонивское, в результате которого произошло загрязнение земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . В связи с этим, в передаточный акт (приложение ) включен спор с Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, который первоначально был подан в Ленинский районный суд <адрес> (п. 7). В силу указанных выше обстоятельств и в соответствии с передаточным актом обязательство по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны на земельном участке с кадастровым номером передано ООО «Оренбург-Нефть».

Представитель ООО «Оренбург-Нефть» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает, так как спорный инцидент произошел до передачи для продолжения разработки месторождений имущественного комплекса, находящегося в границах лицензионных участков, в том числе и Новофедоровского месторождения. Вины Общества в данном инциденте не имеется, ответственность за ущерб лежит на АО «Оренбургнефть». Передаточный акт (приложение ) которым указанный спор включен для передачи ООО «Оренбург-Нефть» Обществом не оспаривался.

Представителей третьего лица – ФИО3, ФИО4, действующие, в интересах администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому считают, что при подаче искового заявления истцом была допущена техническая ошибка и указана администрация муниципального образования Абдулинский район, однако, в соответствии с Законом Оренбургской области от 24.06.2015 №3240/876-V- 03 «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Абдулинского района Оренбургской области», решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ оренбургской области от ** ** **** «О правопреемстве муниципальных образований Абдулинский городской округ Оренбургской области» администрация муниципального образования Абдулинский район является правопреемником администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, событие ** ** ****, в результате которого причинен вред окружающей среде, произошло уже после преобразования Абдулинского района в Абдулинский городской округ. В качестве соответчика судом было привлечено ООО «Оренбург - Нефть». Администрация считает, что ООО «Оренбург - Нефть» является ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям. Вопросы причинения вреда (ущербу) имуществу и основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства, а также иными нормативными актами, закон РФ от ** ** **** «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения. Разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других) подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Из системного толкования положений статей 11 и 17.1 Закона РФ «О недрах» следует, что переоформление лицензии не недропользование возможно в ограниченных случаях, установленных законом, при этом из самого факта переоформления лицензии и факта сохранения условий пользования участком недр прежним недропользователем само по себе не следует, что новый недропользователь, являясь вновь созданным юридическим лицом, является правопреемником прежних недропользователей по их обязательствам, вытекающим из причинения вреда независимо от своей вины. Закон «О недрах» такого императивного положения не содержит. Не содержат таких положений и лицензии на пользование участком недр (определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ** ** ****, от ). Передаточный акт от ** ** **** между АО «Оренбургнефть» и ООО «Оренбург-Нефть» был составлен после происшествия ** ** ****. Указание в пункте 7 приложения на данное событие свидетельствует о фактическом признании суммы причиненного ущерба. Администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ было направлено письмо в адрес АО «Оренбургнефть» о добровольном возмещении вреда (письмо от ** ** ****), также переданы реквизиты для оплаты ущерба представителю ООО «Оренбург-Нефть», однако оплата до настоящего времени не произведена. Просит требования Оренбургского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении требований об исключении из числа ответчиков АО «Оренбургнефть» отказать. Также дополнили, что на указанном месторождении вновь произошел розлив нефти.

Третье лицо Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о дате, месте и времени судебного заседания.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке.

Изучив исковое заявление, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что АО «Оренбургнефть» осуществляет разведку и добычу полезных ископаемых на территории Ново-Федоровского участка месторождения нефти, расположенного Новоякуповского территориального отдела Абдулинского городского округа Оренбургской области.

** ** **** установлено, что на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного в границах Новоякуповского территориального отдела Абдулинского городского округа находящийся в государственной собственности, вследствие разгерметизации по боковой образующей нефтегазосборного трубопровода АГЗУ-1 Ново-Федоровское - АГЗУ Краснонивское Ново-Федоровского месторождения принадлежащего АО «Оренбургнефть» произошел розлив жидкости/прямые потери нефти т. 0,987/0,296. на момент обнаружения на площади 200 кв.м..

АО «Оренбургнефть» с использованием специальной техники подрядных организаций произвело самовольное снятие части загрязненного слоя почвы с данного земельного участка. Общая площадь нарушенного земельного участка составила 66433 кв.м.

Данные самовольные действий ответчика, а именно нахождение и движение специальной техники на земельном участке сельскохозяйственного назначения сами по себе привели к дополнительному уничтожению почвенного слоя в местах нахождения и движения специальной техники.

Система промыслового трубопровода Ново-Федоровского месторождения относится к опасным производственным объектам.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ** ** ****, объяснением главного специалиста сектора по выполнению природовосстановительных работ АО «Оренбургнефть» от ** ** ****, расчетом исчисления размера вреда ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхоздадзора», экспертным заключением от ** ** ****, протоколом осмотра (территории) земельного участка от ** ** **** с приложенной фототаблицей от ** ** ****, сообщением администрации Абдулинского городского округа от ** ** **** о порыве нефтепровода, протоколом отбора почвенных образцов (проб) от ** ** ****, постановлением Россельхознадзора от ** ** **** о привлечении АО «Оренбургнефть» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Все перечисленные выше исследованные по делу доказательства суд признаёт достоверными, относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются между собой и дополняют друг друга, содержат достаточные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, полностью соответствуют требованиям процессуального закона о допустимых средствах доказывания, а их совокупность – достаточной для разрешения дела.

В силу положений ст.15 ч.2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (в том числе коммерческие организации) обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.209 ч.ч.1-3 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Согласно ст.214 ч.1-3, ст.125 ч.ч.1, 3 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу положений пункта 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.

В силу пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации одной из форм реорганизации юридического лица является его выделение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Согласно ч.4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно ч.1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

ООО «Оренбург-Нефть» выделено в порядке реорганизации из АО «Оренбургнефть» общим собранием акционеров АО «Оренбургнефть» ** ** ****.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Оренбург-Нефть» зарегистрировано в качестве юридического лица ** ** ****.

ООО «Оренбург-Нефть» были переоформлены права пользования на передаваемые отдельные участки недр, передан для продолжения разработки месторождений имущественный комплекс, находящийся в границах лицензионных участков, в том числе и Ново-Федоровское месторождение и соответствующие имущественные объекты, задействованные в его разработке. Составлен передаточный акт ** ** ****. К ООО «Оренбург-Нефть» переходят часть прав и обязанностей от АО «Оренбургнефть» в соответствии с Передаточным актом.

Согласно Приложению к передаточному акту от ** ** ****, АО «Оренбургнефть» передает к вновь созданному юридическому лицу - ООО «Оренбург-Нефть» обязательство по возмещению вреда, причиненного земельному участку сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале , расположенного в границах в границах Новоякуповского территориального отдела Абдулинского городского округа, как объекту окружающей среды, в сумме 95663520,00 рублей.

Следовательно, в данном случае, надлежащим ответчиком по делу является ООО «Оренбург-Нефть».

Сторонами не оспаривается то факт, что первоначально иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, МО Абдулинский городской округ Оренбургской области о возмещении ущерба был подан в Ленинский районный суд города Оренбурга, однако определением суда был возвращен в связи с неподсудностью данному суду.

На основании статьи 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Определение ущерба вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, осуществляется на основании методики, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 года №238 «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

При расчете ущерба, применялся показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения данный показатель равен 1,6. Такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв равен 600 рублей за кв.м. Таким образом, ущерб в результате снятия, перемешивания и перекрытия плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения составил 95663520 рублей.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Факты причинения вреда окружающей среде в виде порчи почвы земельного участка, прямая причинно-следственная связь между ненадлежащей хозяйственной деятельностью ответчика и возникшим вредом, противоправность бездействия и действий ответчика, приведших к таким последствиям, правильность определения размера вреда, подтверждается вышеприведённой совокупностью исследованных по делу доказательств.

Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым иском основано на положениях ст.45 ч.1 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.

В данном случае прокурор выступает в защиту прав Российской Федерации, поскольку собственником спорного земельного участка является Российская Федерация и вред причинён именно Российской Федерации.

Кроме того, прокурор в рассматриваемом споре также выступает в интересах неопределённого круга лиц, а именно граждан Российской Федерации и иных лиц, проживающих на территории Оренбургской области, поскольку в силу положений ст.9 ч.1 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Учитывая установленные обстоятельства дела, вышеизложенные положения гражданского и земельного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, суд признаёт, что в результате ненадлежащей эксплуатации ответчиком опасного объекта – в результате разгерметизации по боковой образующей нефтегазосборного трубопровода АГЗУ-1 Ново-Федоровское - АГЗУ Краснонивское Ново-Федоровского месторождения принадлежащего АО «Оренбургнефть» приведшей к разливу жидкости/прямые потери нефти и химическому загрязнению плодородного слоя почвы, а также последующего самовольного снятия загрязнённой почвы, произошло повреждение плодородного слоя почвы на земельном участке, отнесённом к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 60 000 рублей, от уплаты которой истец был освобождён, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Оренбург-Нефть» о возмещении ущерба, причиненного земельному участку как объекту охраны окружающей среды – удовлетворить.

Взыскать с ООО «Оренбург-Нефть» в бюджет администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области УФК по Оренбургской области (Управление финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области л.с. 04533D02270)) <***> КПП 560101001 р/сч <***> в Отделение Оренбург Банка России/УФК по Оренбургской области г. Оренбург БИК 015354008, ОКТМО 53704000, КБК 11211611050010000140, в счет возмещения вреда, причиненного земельному участку, как объекту охраны окружающей среды, денежные средства в сумме 95663520 рублей.

Взыскать с ООО «Оренбург-Нефть» госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Бузулук Оренбургской области в сумме 60 000 рублей.

В удовлетворении исковых требовании Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора к АО «Оренбургнефть» о возмещении ущерба, причиненного земельному участку как объекту охраны окружающей среды – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А.Баймурзаева

Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2021 года

Подлинник решения хранится в гражданском деле №2[1]-1587/2021 (УИД 56RS0008-01-2021-002134-04), находящемся в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.